Уралмаш

от | Сен 8, 2021

Первая линия

«Уралма́ш» — станция Екатеринбургского метрополитена, расположена на 1-й линии между станциями «Проспект Космонавтов» и «Машиностроителей».

Станция открыта 27 апреля 1991 года в составе первого пускового участка Екатеринбургского метрополитена «Проспект Космонавтов» — Машиностроителей. Название получила от расположенного рядом завода «Уралмаш».

Станция расположена на пересечении улиц Баумана/Машиностроителей и проспекта Космонавтов.

В январе 1981 года в районе станции началось перемещение инженерных и транспортных сетей.

В феврале 1983 года трест Строймеханизация № 2 начал разработку котлована под станцию, длиной свыше 300 метров, шириной — около 20 метров. В сентябре 1984 года в левом перегонном тоннеле, связывающем соседние станции «Проспект Космонавтов» и «Уралмаш», был смонтирован горнопроходческий щит КМ-34, к концу декабря были пройдены первые 50 метров.

В апреле 1985 года в котловане станции «Уралмаш» состоялась первая сбойка перегонных тоннелей метро (перегон к станции «Машиностроителей»). В апреле 1986 года в канун 116-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина была произведена сбойка второго тоннеля на перегоне до станции «Машиностроителей». В октябре того же года был завершён монтаж конструкций вестибюля № 2.

10 июня 1987 года началось сооружение 18-метрового монолитного свода станции. 23 февраля 1987 года была произведена сбойка в левом тоннеле на перегоне до станции «Проспект Космонавтов». В феврале 1988 года в перегонном тоннеле к станции «Машиностроителей» были уложены первые кубометры бетона на устройстве постоянного железнодорожного пути.

В марте 1988 года начались отделочные работы с использованием мрамора Нижнетагильского месторождения. В августе того же года была закончена укладка путевого бетона в правом перегонном тоннеле между станциями «Уралмаш» и «Машиностроителей», на участке началось движение мотовоза по широкой колее. В сентябре того же года на станции «Уралмаш» завершено бетонирование свода платформенного участка. В октябре того же года был начат монтаж подстанции.

В июне 1989 года были начаты работы по монтажу эскалаторов в вестибюле № 1 станции. В июле того же года был произведена сбойка в правом тоннеле на перегоне до станции «Проспект Космонавтов».

25 апреля 1991 года Государственной комиссией станция была принята в эксплуатацию.

26 апреля 1991 года на станции был запущен первый рейс для метростроителей, а 27 апреля 1991 года было открыто пассажирское движение.

В январе 1997 года был открыт новый наземный вестибюль в жилом доме № 1 по улице Баумана.

19 октября 2001 года был открыт 4-й подземный переход под улицей Машиностроителей и новый наземный вестибюль с южной стороны улицы.

Монолитный свод станции прорезан параллельными рёбрами по диагональным направляющим. По замыслу авторов, это должно напоминать резьбу винта, форму гигантских машин и придавать станции индустриальный колорит. Цветовая гамма интерьера здесь спокойная, сдержанная, без особой сочности и разнообразия природного камня. Боковые стены выполнены из серого и серо-белого нижне-тагильского мрамора, пол на платформе выложен гранитными плитами. В оформлении использовалось чугунное литьё: узорные металлические пластины, мелкие детали и оригинальная фурнитура. Барельефы на торцевых стенах, посвящённые труженикам Уралмаша, создал скульптор Владимир Егорович Егоров, буквы в слове «Уралмаш» вычертил Вячеслав Бутусов.