Алексе́евская ли́ния (проектное название — Алексеевско-Гагаринская линия) — хронологически третья линия Харьковского метрополитена, связывающая жилмассивы Алексеевка и Павлово Поле с центром города Харькова и районом стадиона «Металлист». После открытия 21 декабря 2010 года станции метро «Алексеевская» и ввода в эксплуатацию перегона до на тот момент ещё недостроенной станции «Победа», длина линии превысила длину Салтовской линии, и стала второй по длине (после Холодногорско-Заводской линии).
Дата | Пусковые объекты | Длина |
---|---|---|
6 мая 1995 | Участок «Метростроителей» — «Научная» (5 станций) | 6,1 км |
21 августа 2004 | Участок «Научная» — «23 августа» (2 станции) | 2,55 км |
21 декабря 2010 | Участок «23 августа» — «Алексеевская» (1 станция) и перегон «Алексеевская» — «Победа» | 3,1 км. (из них перегон «23 августа» — «Алексеевская» — 2,1 км) |
19 августа 2016 | Станция «Победа» | 0.4 км |
По изначальному проекту линия должна была быть наземной, а также с платформами станций на 120 метров — для приёма 6-вагонных составов: предполагалось, что население города достигнет 2 млн человек. От проекта наземной линии отказались из-за плотной городской застройки и для сдачи объекта строительства в срок, платформ на 6 вагонов — для удешевления проекта.
Сооружение линии началось в 1984 году, при этом строительные работы были начаты на всех объектах первой очереди от станции «Проспект Ленина» (ныне «Научная») до станции «Плехановская» (ныне «Метростроителей»), а подготовительные — ещё на 4 станциях второй и третьей очередей, от «Ботанического сада» до «Проспекта Победы». По плану 1984 года участок линии от станции «Проспект Ленина» до станции «Победа» предполагалось сдать одной очередью в 1993 году (по плану 1989 года — в 1995 году). Сооружение линии велось ускоренными темпами до 1988 года, когда начались первые проблемы с поставкой материалов, так как ряд строительных трестов, в ходе правительственного эксперимента, переходил на хозрасчёт и корректировал цены на свою продукцию. К 1989 году график строительства в целом выдерживался, и пуск первой очереди линии был быть запланирован на ноябрь 1990 года. В первом-втором квартале 1990 года средства не поступали, в связи с чем линия могла войти в строй не ранее конца 1991 года. В 1990 и 1991 начались поставки подвижного состава для новой линии, было поставлено 20 вагонов модели 81-717.5/714.5 и первый состав 81-718/719 нового поколения, от которого, вследствие дороговизны закупки, отказался Московский метрополитен. Финансирование в 1990 и 1991 году впервые в практике метростроения Харькова велось со значительными перебоями, что часто заставляло строителей работать в одну смену вместо трёх.
В июле 1991 года финансирование урезалось ещё сильнее, сроки пуска были сдвинуты на декабрь 1992 года. В январе 1992 года правительство определило заказчиком сооружения метрополитенов в стране областные исполнительные комитеты советов народных депутатов и прекратило финансирование строительства из центрального бюджета. Это, в свою очередь, привело к катастрофическому падению объёма выполняемых работ по трём метрополитенам страны. В феврале Харьковский облисполком, а затем облисполкомы Киевской и Днепропетровской областей, обратились с открытыми письма в Верховную Раду Украины с призывом продолжить центральное финансирование сооружений объектов метрополитена высокой степени готовности. К счастью, предложение нашло отклик и сметы 1992 года по первой очереди Алексеевской линии Харькова, третьей и четвёртой очередей Сырецко-Печерской линии Киева и первой очереди метрополитена Днепра были оплачены на уровне фактически запрашиваемых. К концу 1992 года, готовность первого участка Алексеевской линии оценивалась в 75 %. Срок пуска линии был установлен на декабрь 1993 года. В 1993 году для будущей линии был закуплен ещё один состав из вагонов нового поколения 81-718/719, однако 1993 год принёс стране гиперинфляцию, и финансирование строительства метро осуществилось на 10 процентов от запланированного. Город и область, подключая промышленные предприятия, осуществляли финансирование на уровне, достаточном вести работы и на первой очереди, и на Павловом Поле и Алексеевке.
В первом полугодии 1994 года финансирование работ велось из государственного и областного бюджетов, однако его объёмы оставались недостаточными и не позволяли запустить линию в срок. Прорабатывалась возможность запуска в 1994 году трёх станций: «Метростроителей» — «Площадь Восстания» — «Архитектора Бекетова», а «Госпром» — «Научная» готовить к пуску к августу 1995 года. Однако настойчивость заинтересованных сторон (коллективные обращения в Кабмин городов Киева, Харькова и Днепропетровска), частичная нормализация экономики, грамотное удешевление строительства дали первые плоды: на начало 1995 года пусковая готовность линии оценивалась в 80 процентов, а часть объектов находилась в более высокой степени готовности. Мобилизация средств местных бюджетов, первый прецедент задействования средств меценатов, и умеренно-приемлемое финансирование из центрального бюджета, позволили к середине апреля 1995 года считать первую очередь линии сооружённой и начать работы по её вводе в эксплуатацию. На 1 мая 1995 года, проводились пусконаладочные работы эскалаторов и объектов автоматики, холодная и горячая обкатка линии.
3 мая 1995 года был подготовлены к работе новые вагоны, которые прибыли в ТЧ-1 в апреле 1995 года. В ночь с 5 на 6 мая, государственная комиссия подписала акт о приёме в эксплуатацию Алексеевской линии метро, указав на необходимость доработок отдельных сооружений и процессов, которые, впрочем, не влияли на безопасность организации перевозок. В 5 часов утра 6 мая 1995 года закончен монтаж панно на входе на станцию «Госпром», в котором указывалось, что пуск линии осуществлён 6 мая 1995 года Президентом Украины (демонтировано в 1997 году). В 14-00 6 мая 1995 года началось пассажирское движение на первом участке Алексеевской линии метро со средним интервалом 5 минут. Маршруты городского транспорта уже вечером были скорректированы под новые станции метро (троллейбусы маршрутов 2, 13, 8, 38).