Бакинский метрополитен

от | Май 11, 2022

 

Баки́нский метрополите́н (азерб. Bakı Metropoliteni) — система линий метрополитена, расположенная в Баку, столице Азербайджана.

Запущен для пассажиров 6 ноября 1967 года, через год после Тбилисского метрополитена и стал пятым метрополитеном в СССР после Московского, Ленинградского, Киевского и Тбилисского. Первая очередь состояла из участка «Бакы совети» — «26 Бакинских комиссаров» с пятью станциями. По состоянию на 2013 год Бакинский метрополитен занимал 58-е место в мире по пассажиропотоку. Является 108-м в мире по протяжённости линий. Среди метрополитенов бывшего СССР занимает пятое место по пассажиропотоку (после Московского, Петербургского, Киевского и Минского) и седьмое — по длине эксплуатируемых линий (уступая вышеназванным метрополитенам, а также Ташкентскому и Харьковскому). Кроме того, являлся 5-й пассажиронапряжённой транспортной системой, немногим уступая метрополитенам упомянутых выше городов (так, в Москве на одну станцию в 2016 году приходилось в среднем 11,5 млн человек, в Баку — 8,7 млн).

С момента открытия и до начала 1990-х годов носил имя В. И. Ленина.

В настоящее время Бакинский метрополитен насчитывает 26 станций, общая протяжённость линий — 38,3 км, 10 из этих станций имеют вестибюль. Семь станций — глубокого заложения: Ичери Шехер (бывш. Бакинский Совет), Сахил (бывш. 26 Бакинских комиссаров), 28 мая (28 May metrostansiyası), Джафар Джаббарлы (Cəfər Cabbarlı), Шах Исмаил Хатаи (Şah İsmayıl Xətai), Низами (Nizami), Элимляр Академиясы (Elmlər Akademiyası). В метрополитене действуют 39 эскалаторов, длина которых составляет более 4000 метров. Ранее был одним из наиболее дешёвых по стоимости проезда метрополитенов мира (стоимость одной поездки составляла 10 гяпик (0,05 $) на 1 октября 2009 года, стоимость поездки в Пхеньянском метрополитене — менее 0,01$), потом цена повысилась до 20 гяпик. С 1 августа 2018 года стоимость поездки составляет 30 гяпиков (0,18 $). На участках «Джафар Джаббарлы» — «Шах Исмаил Хатаи» и «Автовокзал» — «Мемар Аджеми-2» осуществляется автономное движение поездов. На остальных участках маршрутное движение поездов.

В Бакинском метрополитене по распоряжению его руководства запрещена фото и видеосъёмка.

Упоминается на сайте мирпрометро.инфо и есть официальный сайт.