Московская линия (Маскоўская лінія)

от | Мар 21, 2023

На метро вагоне …

Моско́вская ли́ния (белор. Маскоўская лінія) — первая линия Минского метрополитена. Пусковой участок в составе восьми станций был открыт 30 июня 1984 года. Сейчас линия длиной 19,1 км включает 15 станций. Московская линия почти целиком проходит под проспектами Независимости и Дзержинского и пересекает Минск с северо-востока на юго-запад. Время следования электропоезда от начальной до конечной станции — 29 мин.

Дата пуска Участок Длина, км

Число

станций

30 июня 1984 года «Институт культуры» — «Московская» 7,8 8
31 декабря 1986 года «Московская» — «Восток» 1,8 1
7 ноября 2007 года «Восток» — «Уручье» 2,7 2
7 ноября 2012 года «Институт культуры» — «Петровщина» 5,0 3
3 июня 2014 года «Петровщина» — «Малиновка» 1,8 1

3 мая 1977 года в районе будущей станции «Парк Челюскинцев» начались первые работы, и 16 июня была забита первая свая. В связи с отсутствием в Минске необходимого оборудования, проходческий щит был доставлен в разобранном виде из Днепропетровска. При проходке первой линии метростроевцам пришлось столкнуться со многими сложностями, в частности, перегон между «Площадью Победы» и «Октябрьской» проходит под Свислочью. Строительство было рассчитано на 8 лет, но применение революционного по тогдашним меркам метода постройки, так называемой «стены в грунте», позволило ускорить строительство, и первая очередь была открыта для пассажиров 30 июня 1984 года — на год раньше запланированного срока.

31 декабря 1986 года состоялось открытие станции «Восток» — продолжения Московской линии в восточном направлении. Этот участок был спроектирован в сжатые сроки, строительство велось круглосуточно. Станция была возведена в жилом микрорайоне Восток и стала большим пересадочным узлом для жителей микрорайонов Восток и Уручье, что значительно облегчило транспортное сообщение с центром города.

В 2001 году продолжилось строительство линии метро в восточные окраины города. 7 ноября 2007 года открылись две новые станции «Борисовский тракт» и «Уручье». Впервые Минское метро вышло за пределы Минской кольцевой автодороги. Открытие этих станций изначально планировалось на 2008 год, но по поручению президента Лукашенко финансирование было увеличено, и открытие перенесено на осень 2007 года.

Строительство станций «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина» было начато в 2004 году. Открытие станций планировалось на 1 сентября 2012 года. Впоследствии было объявлено, что в сентябре пройдет пробный запуск, а полноценно станции заработают с 7 ноября 2012 года. Участок протяженностью 5,2 км официально открыт 7 ноября 2012 года. 3 июня 2014 года отдельно была открыта станция «Малиновка». 3 июня 2014 открыт юго-западный участок протяженностью 2,1 км со станцией «Малиновка».

Согласно генеральному плану развития рельсового электротранспорта в Минске, расширение Московской линии планируется по двум направлениям: северо-восточное — станция «Смоленская», юго-западное — станция «Щомыслица».

Линия получила название по конечной станции на момент открытия. Первоначально планировалось назвать «Московской» противоположную конечную — «Институт культуры», расположенную рядом с улицей Московской, а вторую конечную, расположенную рядом с улицей Волгоградской, планировалось назвать «Волгоградской». Однако позже решение было изменено.

С 1992 по 2003 год станция «Площадь Ленина» в поездах объявлялась как «Площадь Независимости», но затем было восстановлено первоначальное название. При этом надписи и таблички не заменялись.

Все станции Минского метрополитена — мелкого заложения. Из 15 станций Московской линии — 10 колонного типа и 5 односводчатых.

Станции «Площадь Ленина» и «Институт культуры» — пересадочные на железнодорожный транспорт. «Октябрьская» — пересадочная станция на «Купаловскую» Автозаводской линии, «Площадь Ленина» — пересадочная станция на «Вокзальную» Зеленолужской линии.

В 2017 году наибольший суточный пассажиропоток зафиксирован на станциях «Площадь Ленина» (56,6 тыс.), «Площадь Якуба Коласа» (47,6 тыс.), «Уручье» (46,8 тыс.), «Академия наук» (39,2 тыс.) и «Малиновка» (35,6 тыс.). Наименьшее количество пассажиров было зафиксировано на станциях «Грушевка» (13,9 тыс.) и «Михалово» (14,5 тыс.).

Институт Культуры (Інстытут культуры)

Площадь Ленина (Плошча Ленiна)

Октябрьская (Кастрычнiцкая)

Площадь Победы (Плошча Перамогi)

Площадь Якуба Коласа (Плошча Якуба Коласа)

Академия наук (Акадэмiя навук)

Парк Челюскинцев (Парк Чалюскінцаў)

Московская (Маскоўская)

Восток (Усход)

Борисовский тракт (Барысаўскі тракт)

Уручье (Уручча)

Грушевка (Грушаўка)

Михалово (Міхалова)

Петровщина (Пятроўшчына)

Малиновка (Малинаўка)