Посвящено Курской Битве
Переход на главную страницу сайта
Ку́рская битва (5 июля — 23 августа 1943 года; также известна как Битва на Курской дуге) — совокупность стратегических оборонительных (5—23 июля) и наступательных (12 июля — 23 августа) операций Красной армии в Великой Отечественной войне с целью сорвать крупное наступление сил вермахта и разгромить его стратегическую группировку. По своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. В нём участвовали около 2 млн человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолётов; сражение проложило «путь к великим советским наступательным действиям 1944-45 годов». Битва продолжалась 50 дней. Также, в историографии считается самым крупным (величайшим) танковым сражением в истории.
Сражение является важнейшей частью стратегического плана летне-осенней кампании 1943 года, согласно советской и российской историографии, включает в себя: Курскую стратегическую оборонительную операцию (5—23 июля), Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3—23 августа) стратегические наступательные операции. Немецкая сторона наступательную часть сражения называла операция «Цитадель».
В результате наступления по плану «Кутузов» потерпела поражение орловская группировка немецких войск, а занимаемый ею орловский стратегический плацдарм был ликвидирован. По итогам операции «Румянцев» потерпела поражение белгородско-харьковская группировка немцев, и соответствующий плацдарм также был ликвидирован. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, начатый под Сталинградом, был завершён в Курской битве и сражении за Днепр, а в последовавшей Тегеранской конференции по инициативе Ф. Рузвельта уже обсуждался составленный им лично «2 месяца тому назад план расчленения Германии на пять государств».
После завершения битвы стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Красной армии, которая продолжала освобождать страну от немецких захватчиков и до окончания войны проводила в основном наступательные операции. Вермахт в ходе отступления с территории СССР проводил тактику «выжженной земли».
23 августа, день разгрома советскими войсками немецких войск в Курской битве, является одним из дней воинской славы России. Белгород, Курск и Орёл стали первыми городами России, которым присвоено почётное звание «Город воинской славы».
Генерал-полковник О. А. Лосик, говоря о боевом опыте применения танковых армий, приводит следующие цифры :
«История войн… не знала другого такого танкового сражения, какое развернулось под Курском. С обеих сторон в нём приняло участие более 6 тысяч танков и самоходных орудий. С нашей стороны в контрнаступлении участвовали особенно крупные танковые силы. В составе фронтов имелось пять танковых армий, 14 отдельных танковых и механизированных корпусов, а также значительное количество отдельных танковых бригад и полков, насчитывающих около 5 тысяч танков и самоходно-артиллерийских установок. Это в 7 раз больше, чем в контрнаступлении под Москвой, и почти в 5 раз больше, чем под Сталинградом».
Начальник штаба 48-го тк генерал Фридрих Вильгельм фон Меллентин отмечает, что «удар с юга должен был наноситься десятью танковыми, одной гренадерской моторизованной и семью пехотными дивизиями»; в северной группировке «должны были принимать участие семь танковых, две гренадерские моторизованные и девять пехотных дивизий» и даёт свою оценку:
Этой операции суждено было стать величайшей танковой битвой в истории войн.
В ходе зимнего (1943 год.) наступления Красной армии (Острогожско-Россошанская операция, Воронежско-Касторненская операция (1943)) и последовавшего контрнаступления вермахта (см. Третья битва за Харьков) в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 км и шириной до 200 км, обращённый в западную сторону (так называемая «Курская дуга»). На протяжении апреля — июня 1943 года на фронте наступила оперативная пауза, в ходе которой стороны готовились к летней кампании.
упоминание о Курской дуге было в именном тематическом поезде который ходил с 8 мая 20003 года по апрель 2019 года:
«Курская дуга» — именной поезд Московского метрополитена, работающий на Сокольнической линии.
Запущен 8 мая 2003 года в честь 60-летия Курской битвы. Был обновлён 8 мая 2010 года к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Состоит из 7 вагонов 81-717.5М/714.5М.
На каждом вагоне снаружи нанесены георгиевские ленты и красные знамёна с надписью «Курская дуга», а также красные пятиконечные звёзды. В головных вагонах присутствуют памятные металлические таблички. В салонах вагонов размещены плакаты с материалами об истории бронепоезда «Московский метрополитен».
Появление этого поезда связано с участием в боях на Курской дуге бронепоезда «Московский метрополитен». Бронепоезд был построен на пожертвования работников метрополитена, его экипаж также составляли работники метро. 5—7 июля 1943 года экипаж бронепоезда вёл тяжёлые оборонительные бои, что дало возможность перебросить из района Воронежа в район Курской битвы стратегический резерв войск, который во многом и решил исход сражения. Бронепоезд был уничтожен на станции Сажное Юго-Восточной железной дороги.
Одновременно с запуском поезда в дар Московскому метрополитену была передана обнаруженная в Белгородской области картина «Последний бой бронепоезда „Московский метрополитен“».
Галерея поезда Кусркая битва
⇒
1024px-Kurskaya_duga_train_at_Vorobyovy_Gory_station_(Метропоезд_Курская_дуга_на_станции_Воробьёвы_Горы)_(4611487955)
#никтонезабытничтонезабыто