Правобережная линия Киевского скоростного трамвая — линия Киевского скоростного трамвая, расположенная в правобережной части Киева. По линии проходят трамвайные маршруты №1, №2 и №3.
В середине 1960-х годов в Киеве началось активное строительство жилого массива Борщаговка, в результате чего возникла потребность в организации маршрута городского транспорта в центр города с провозной способностью около 16-17 тысяч пассажиров в час в одном направлении. Рассматривались два варианта решения этой задачи: сочетанный трамвайно-автобусный маршрут и инновационное предложение Владимира Веклича – троллейбусные поезда из трех машин, работающих по его системе (решение экологично и менее шумно).
К началу 1970-х из-за расширения географии строительства к новому маршруту были повышены требования по провозной способности до 25 000 человек в час в одном направлении. Рентабельного решения для организации маршрута с такой провозной способностью в СССР в то время не существовало (для строительства метро требовалось 40 тыс. чел./час).
Идея строительства первой в СССР линии скоростного трамвая возникла после участия представителей от Украины Владимира Веклича и Василия Дьяконова в 37-м конгрессе Международного союза общественного транспорта, который проходил в Барселоне (Испания) в мае 1967 года. Во время поездки они ознакомились с преимуществами скоростного трамвая и, вернувшись домой, в командировочном отчете рекомендовали построить такую линию в Киеве.
Их рекомендации были рассмотрены и поддержаны на коллегии МЖКХ УССР и реализованы в постановлении Совета Министров СССР №538 от 13 июля 1970 года. Особенно полезна их четвертая совместная командировка в декабре 1970 года в Брюссель, где они ознакомились с опытом эксплуатации одной из самых современных к тому времени линии скоростного трамвая, что было обобщено в отчетах и книге. Несмотря на активное заимствование зарубежного опыта, большинство применяемых технических решений разрабатывалось в Киеве, поскольку не было даже элементной базы для создания аналогов западной автоматики. Решение о проведении таких работ в НДКТИ МГ было принято на коллегии министерства жилищно-коммунального хозяйства УССР в 1973 году. На этой же коллегии Веклич В. П. был утвержден в должности директора НИКТЫ ГХ. Как руководитель КТТУ, Василий Дьяконов занимался общим руководством проекта, а Владимир Веклич, как директор НИКТИ ГХ, руководил его технической частью.
Проект линии разработан специалистами «Киевпроекта» под руководством Марии Савченко.
Правобережная линия Киевского скоростного трамвая стала самой первой линией скоростного трамвая в СССР. Первый участок трассы был введен в эксплуатацию 1 февраля 1975 года и работал в нескоростном режиме. Единственным маршрутом стал №3, который ездил от Вокзала до Редукторного завода (8 км). 1 января 1977 года был открыт маршрут № 1 Дворец Спорта — Улица Семьи Сосниных (26 км), а маршрут № 3 продлен до Окружной дороги.
1 сентября 1977 маршрут № 3 изменен: «Площадь Победы» — «Кольцевая дорога» (19 км).
30 декабря 1978 года линия заработала в скоростном режиме.
28 декабря 1984 г. маршрут № 1 продлен до улицы Булгакова (30 км).
В конце 1999 года власти города планировали начать реконструкцию скоростной линии, однако эти планы не воплотились в жизнь.
1 июня 2001 года с закрытием пассажирского движения по улице Саксаганского и демонтажем трамвайного разворотного кольца у Дворца Спорта трамвайный маршрут № 1 (Дворец спорта — Улица Булгакова) был закрыт, вместо него открылся маршрут 1-к Улица Старовокзальная — Михайловская Борщаговка. В 2005 году маршрут № 1-к перенумерован в маршрут № 1. Когда-то существовали планы продления линии скоростного трамвая от площади Победы до железнодорожного вокзала, в район Большой Васильковской улицы, далее по туннелю до бульвара Леси Украинки и Моста Патона с пересадкой на станции метро Вокзальная, Дворец Украина , Печерская .
9 июня 2007 года началась реконструкция правобережной ветки скоростного трамвая. Согласно проекту, планировалось реконструировать линию за 30 месяцев. На первом этапе был закрыт участок «Гната Юры» – «Кольцевая дорога», с 1 августа 2007 года – участок «Улица Старовокзальная» – «Площадь Победы». В это время трамвае трамвайный маршрут № 1 был снова перенумерован в 1-й и сокращен до станции «Площадь Победы», а маршрут № 3 был временно закрыт.
26 ноября 2007 года была завершена реконструкция разворотного кольца на улице Старовокзальной, а 7 апреля 2008 года – на участке «Гната Юры» – «Кольцевая дорога» и возобновлено движение маршрута № 3.
8 апреля 2008 закрыт участок «Площадь Победы» — «Воздухофлотская», а для разворота трамваев построено временное кольцо возле Центрального ЗАГСа. В настоящее время конечной остановкой для маршрутов №1-к и 3 была станция «Политехническая» . Разворотное кольцо на станции «Площадь Победы» демонтировано.
10 октября 2008 года был закрыт участок «Политехнический» — «Иван Лепсе», а движение трамвайных маршрутов № 1 и 3 было восстановлено до Старовокзальной улицы в объезд через Лукьяновку , для чего была построена временная соединительная ветка возле станции « Ивана Лепсе».
13 июня 2009 г. в связи с закрытием на реконструкцию участка «Ивана Лепсе» — «Гната Юры» временно полностью прекращено движение трамвайных маршрутов № 1 и 3, а также работу депо имени Шевченко.
Начиная с осени 2009 года на 4-х станциях участка «Кольцевая дорога» – «Ивана Лепсе» строилось накрытие над пассажирскими платформами и велся ремонт подземных переходов. У станции «Гната Юры» был построен дополнительный трамвайный поворот от Кольцевой дороги в направлении депо.
Сроки окончания реконструкции линии постоянно переносились и вместо запланированного конца 2009 года первая очередь была открыта 16 октября 2010 года. Она включала шесть станций — «Кольцевая дорога», «Ромена Роллана», «Гната Юры», «Семьи Сосниных», «Политехническую» и «Старовокзальную».
23 октября 2010 была открыта станция «Индустриальная», 25 октября 2010 были открыты станции «Полевая», «Национальный авиационный университет» и «Ивана Лепсе», а 27 октября 2010 была открыта станция «Героев Севастополя».
После этого, кроме двух существующих маршрутов № 1 и № 3, открыт также новый — № 2 с Кольцевой дороги на Михайловскую Борщаговку.
В 2016 году началась реконструкция не скоростной части трамвайной линии от станции «Гната Юры» до «Михайловской Борщаговки», которая предусматривала обеспечение скоростного движения по существующему участку и строительство новой трамвайной линии от Михайловской Борщаговки до Кислородного завода. Но в 2018 году от планов по переводу на скоростное движение отказались, а станции и линия строятся согласно нормативам обычного режима движения.
По состоянию на март 2020 реконструировано около 2,8 км (40%) трамвайных путей и построены платформы на 2 остановках (33%); документация на строительство нового участка не разработана.
В сентябре 2016 года движение трамваев снова было закрыто на реконструкцию и возобновлено только 11 декабря 2017 года. Несмотря на проведенные ремонтные работы в 2018-2019 годах, движение Скоростных трамваев неоднократно прекращалось из-за схождения трамваев с рельсов (напр. 12.06.2018 13.03.2019 .
С 20 октября 2018 станция «Кольцевая дорога» закрыта. Движение трамваев №2 и №3 было отменено. Над самой станцией началось строительство торгового центра «Апрель».
С 22 июня 2019 года по 30 сентября 2019 года движение трамваев №1 и №3 было приостановлено из-за первого этапа реконструкции Борщаговского путепровода. Вместо них курсировали автобусы по маршруту №3Т (Кольцевая дорога – ул. Старовокзальная) и №4 (ул. Симиренко – ул. Старовокзальная). С 30 сентября маршрут №3 курсирует на станцию »Ромена Роллана».
В СМИ неоднократно сообщалось о возможности возобновления трамвайной линии по улице Саксаганского и, соответственно, продолжение Борщаговского трамвая во Дворец спорта, однако по состоянию на сентябрь 2019 эти планы не реализуются. 12 марта 2020 года мэр подписал распоряжение о строительстве линии.
На правобережной линии скоростного трамвая эксплуатируется 75 вагонов по состоянию на 2020 год.
- Tatra KT3UA (7 вагонов) — с 2007 года; (часть вагонов переданы в Дарницкое трамвайное депо)
- К1 (5 вагонов) — с 2010 года;
- К1М8 (3 вагона) — с 2010 года;
- K3R-NNP «Каштан» (1 вагон) – с 2013 года;
- Электрон T5B64 (10 вагонов) — с 2016 года ;
- PESA Fokstrot 71-414К (49 вагонов) — с 2016 года .
Ранее использовались вагоны Tatra T3G ( 1984 – 1997 годы), Tatra T3 , Tatra T6B5SU и 71-154М-К.