Чиланза́рская ли́ния (узб. Chilonzor yo`li) — первая линия Ташкентского метрополитена.
Введена в эксплуатацию 6 ноября 1977 года.
Режим работы станций линии — с 05:00 до 00:00.
Строительство Чиланзарской линии началось в 1972 году.
Планирование линии началось в начале XXI века, в 2001 году была озвучена информация о том, что на линии планировалось построить шесть станций, из которых две будут подземными, остальные — наземными. Большая часть линии должна была быть расположена на эстакаде. Длина проектируемой ветки девять километров.
К финансированию строительства линии планировалось привлечь китайскую инвестиционную компанию CITIC. Должны были быть поставлены китайские системы централизованного управления движением поездов, оборудование для энергообеспечения и водоснабжения. Подвижной состав в количестве 40 вагонов метро также должен был быть изготовлен в Китае.
Строительство должно было начаться в 2003 году, а открытие линии метро намечалось на 2010 году.
Планы не были осуществлены; в 2007 году отраслевая газета «Метростроевец», поздравляя ташкентское метро с 30-летием, отметила, что работы на линии не ведутся и планы по строительству не озвучиваются. Более того, это строительство должно было начаться после постройки 2-й очереди Юнусабадской линии метро, строительство которой на тот момент было заморожено.
В августе 2010 года вопрос о продолжении строительства метрополитена был окончательно закрыт, стройплощадки на трассе Юнусабадской линии были расформированы. В связи с этим планы по строительству Сергелийского участка были отложены на неопределённый срок.
28 марта 2016 года глава администрации Ташкента Рахмонбек Усманов заявил, что столичные власти намерены в ближайшие четыре года достроить оставшийся участок линии метрополитена в Юнусабадском районе, а также приступить к строительству новой наземной ветки в Сергелийском районе.
В ноябре 2016 года строительство линии было начато.
25 октября 2019 года стало ясно, что линию планируется сдать в эксплуатацию к празднику Навруз 2020 года.
Участок | Дата пуска | Длина, км | Кол-во станций |
---|---|---|---|
«Сабира Рахимова» — «Октябрьской Революции» | 6 ноября 1977 года |
12,2 | 9 |
«Октябрьской Революции» — «Максима Горького» | 18 августа 1980 года |
4,6 | 3 |
«Алмазар» — «Бекат-5» | 26 декабря 2020 года |
6,9 | 5 |
Всего: | 23,7 км | 17 станций |
Станция | Предыдущее название | Годы |
---|---|---|
Площадь Независимости (Мустакиллик Майдони) | Площадь имени В. И. Ленина | 1977—1991 |
Мирзо Улугбек | 50 лет СССР | 1977—1992 |
Национальный парк (Миллий бог) | Комсомольская | 1977—1992 |
Ёшлик (Молодёжная) | 1992—2005 | |
Сквер Амира Тимура (Амир Темур хиёбони) | Октябрьской Революции | 1977—1992 |
Центральный сквер (Марказий Хиёбони) | 1992—1993 | |
Великий Шёлковый Путь (Буюк Ипак Йўли) | Максима Горького | 1980—1997 |
Бунёдкор | Дружбы Народов (Халқлар Дўстлиги) | 1977—2008 |
Алмазар | Сабира Рахимова (Собир Рахимов) | 1977—2010 |
Новза | Хамза | 1977—2015 |
Дружба Народов (Халқлар Дўстлиги) | Бунёдкор | 2008—2018 |
# | Пересадка на линию | На станцию |
---|---|---|
2 | Узбекистанская линия | Алишера Навои |
3 | Юнусабадская линия | Юнуса Раджаби |
На линии используются составы моделей 81-717/714 и 81-765/766/767, в составе четырёхвагонных поездов.
6 июня 2020 года сообщено, уложены первые рельсы линии.
16 октября 2020 года состоялся тестовый запуск поезда на Сергелийском участке.
26 декабря 2020 года запущен Сергелийский участок Чиланзарской линии метро.