Площадь 1905 года

от | Сен 8, 2021

Первая линия

«Пло́щадь 1905 го́да» — 6-я станция Екатеринбургского метрополитена. Расположена между станциями «Динамо» и «Геологическая». Станция находится рядом с центральной площадью города — площадью 1905 года. Выходы на улицу 8 Марта и к Театральному переулку.

В феврале 1981 года на станции была увеличена доля горно-капитальных работ, начато обустройство поверхностных площадок. В июне того же года начался снос старых домов в районе стройплощадки станции (улицы Урицкого и Володарского). В октябре того же года началась проходка подходной выработки — ответвления от вертикального ствола.

В феврале 1982 года была закончена армировка шахтного ствола. В июне 1983 года на перегоне от станции «Динамо» к станции «Площадь 1905 года» началась проходка обоих тоннелей.

В июне 1986 года в связи с сооружением южного вестибюля станции, пешеходного перехода в районе улицы 8-го Марта и Театрального переулка начался перенос трамвайных путей на улицу Московскую. В ноябре того же года после открытия 15 ноября движения трамваев по улице Московской началось строительство станционных тоннелей. В мае 1987 года началась разработка котлована под вестибюль № 1 станции. В декабре того же года строители прошли под городским прудом несколько сотен метров и осуществили сбойку в левом перегонном тоннеле к станции «Динамо».

В марте 1988 года на сооружении наклонного эскалаторного тоннеля были установлена первые тюбинги. В апреле того же года комплексная бригада Н. Чулпанова произвела сбойку правого подземного коридора, связавшего станции «Площадь 1905 года» и «Динамо». Было пройдено, в том числе под городским прудом, 736 метров.

22 декабря 1994 года Глава города Екатеринбурга утвердил «Акт государственной комиссии о приёмке в эксплуатацию». В этот же день в 16:30 было открыто пассажирское движение в сторону станции «Проспект Космонавтов».

В январе 1996 года была произведена сбойка перегонного тоннеля в сторону станции «Геологическая».

30 декабря 2002 года было открыто движение к станции «Геологическая».

Станция глубокого заложения, колонная, трёхнефная, по проекту архитекторов института Свердловскгражданпроект Кусенко В. Г. А. Заславского, Л. Масленникова, посвящённому революционным событиям 1905 года. Опоры сводов выполнены в виде строгих гранитных порталов, отделяющих средний зал от боковых посадочных участков платформы. Цветовое решение интерьера построено на контрастном соотношении беломраморных путевых стен и облицованных красным карельским гранитом порталов. Освещение центрального зала решается декоративными бра и люстрами, боковых пролётов — сгруппированными между порталами бра. На путевых стенах расположены художественные тематические вставки, выполненные в технике флорентийской мозаики уральскими мастерами-камнерезами. В последнее время (по данным на февраль 2011 года) в светильниках, как и на станции «Уральская», лампы накаливания заменены энергосберегающими лампами.