Ижевский трамвай

от | Дек 29, 2023

Главная

Ижевский трамвай — трамвайная система города Ижевска Удмуртской Республики России. Насчитывает одиннадцать маршрутов, четыре из которых курсируют только в часы пик.

Трамвайное движение открылось утром 18 ноября 1935 года, спустя полтора года после решения Президиума Ижевского городского совета. С этого момента по улице Карла Маркса от Вятского переулка до Воткинской железнодорожной линии курсировал маршрут № 1, длина которого составляла 5 километров. Спустя год маршрут был продлен с обоих концов: до Казанского вокзала (район современной остановки Хозяйственная база) и до парка имени Кирова. В 1941 году открылось трамвайное движение по улицам Труда (сейчас улица Ленина) и Орджоникидзе, пущен маршрут № 2, а трамвайный парк был увеличен с 5 до 19 единиц.

С момента открытия трамвайного движения вплоть до конца 1943 года вагоны обслуживались в деревянном боксе, либо на открытых канавах без соответствующей производственной базы, но развитие трамвайного движения привело к открытию первого депо на базе выделенного корпуса расположенного рядом Ижевского механического завода. В 1949 году маршрут № 2 продлили по новой ветке на улице Кирова. В 1957 и 1958 годах трамвайные пути появились в городке Металлургов и по улице Гагарина — первый маршрут обрёл свой нынешний облик. Параллельно с этим началась эксплуатация новых вагонов КТМ/КТП-1 в 1955-м году и КТМ/КТП-2 семью годами позже, что увеличило парк до 74 вагонов.

В 1960-х годах трамвайная сеть бурно развивалась: в 1961 году произошло внедрение бескондукторного метода взимания платы за проезд на маршруте № 3, с 1958 года к однопутным путям повсеместно достроен второй путь, в 1964 году построена новая линия по улице Халтурина, линия на улице Ленина расширена. Началась прокладка путей по Автономной и Огнеупорной улицам. В 1966 году пути на Кирова продлены до Буммаша, в апреле 1965 года введено в строй второе депо. Улучшения затронули вагонный состав: в 1968 году списаны последние вагоны с деревянным кузовом, спустя ещё три года — последние вагоны КТМ/КТП-1, ещё через два года с улиц сняты трамваи КТМ/КТП-2. В результате в работе остались только чешские «Татры», впервые поступившие в Ижевск в 1966 году. К 1969 году однопутных линий не осталось, а через год автоматы вытеснили кондукторов на всех маршрутах.

Таким образом, в течение данного периода с 1963 по 1970 год предприятие выросло почти вдвое: протяжённость путей увеличилась с 36 до 64 км, количество работников — с пятисот до тысячи человек, количество трамваев с 104 (1965 год) до 152 и почти втрое выросло число перевезённых за год пассажиров: с 38,6 млн до 100 млн человек в 1976 году.

Открытие троллейбусного движения в 1968 году замедлило развитие трамвайного, с момента запуска скоростного трамвая в 1982 году трамвайное полотно, увеличенное до 75,5 км, не претерпело никаких изменений, последний маршрут (12-й) был открыт в 1988 году. В 1985 году были проведены тесты с трехвагонными составами.

Спустя год была проведена перенумерация вагонов: к трехзначным номерам вагонов спереди добавили «1» для первого депо и «2» для второго. В 1987 году в Ижевске появились первые вагоны Татра Т6B5SU. Пассажиропоток за 1990 год составил 143,8 миллиона человек, в то время как количество вагонов за десятилетие увеличилось с 203 до 244, пикового количества.

После очень большого паводка в 1991 году, который привел к длительному выводу из эксплуатации первого депо, дальнейшее развитие трамвайного движения фактически остановилось: первые эксперименты с автоматическим объявлением остановок в 1995 году, закупка четырёх вагонов Татра Т3RF в 1997 году, вновь появление кондукторов в 1998 году, закупка десяти вагонов Татра T6B5RA в 2003 году, расцепление СМЕ в 2011 году.

В 2011 году развитие трамвая, как и всего общественного транспорта Ижевска, вышло на новую ступень: в трамваях появились электронные терминалы, отрывные талоны за проезд были заменены печатаемыми квитанциями с информацией о времени, маршруте, конечных пунктах и сумме оплаты, появились электронные транспортные карты, пополняемые через терминалы оплаты.

В июне 2012 года на сайте управляющей компании появился сервис, позволяющий узнать точное время прибытия трамваев на любую остановку.

В 2013 году управляющая компания «Ижгорэлектротранс» завершила модернизацию одного из вагонов. Такой трамвай с уменьшенным энергопотреблением и рядом других улучшений, обошёлся компании в 5 млн рублей, что значительно дешевле покупки нового вагона. Обновлённый вагон получил положительный отклик, поэтому при наличии финансирования планировался запуск ещё нескольких, вплоть до десяти вагонов.

Кроме ежегодных капитальных и текущих ремонтов отдельных участков трамвайных путей, согласно генеральному плану развития города Ижевска от 2006 года, предусматривалась прокладка линий трамвая в районах Александровском, Севере, Аэропорте, Восточном, однако никаких действий в этом направлении предпринято не было.

В начале 2014 года из Берлина прибыло 10 вагонов Tatra KT4DM. Вагоны были куплены в рамках проекта модернизации трамвайного парка. После небольшого усовершенствования (рестайлинга) они вышли на 9-й маршрут (два вагона) и 10-й маршрут (8 вагонов).

В 2017 году МУП «Ижгорэлектротранс» совместно с ОАО «ИПОПАТ» и ПАО «Сбербанк» запустили оплату с помощью бесконтактных банковский карт любого банка любой платежной системы, а также с помощью смартфонов и устройств, поддерживающих технологию NFC. Сбербанк в своем онлайн-банке реализовал возможность пополнения транспортных карт. Отдельно МУП «Ижгорэлектротранс» ввёл транспортную карту «Таймер», которая в течение 30 минут с момента первой оплаты поездки позволяет выполнять неограниченное количество бесплатных пересадок во всем электротранспорте.